«Если бы я не был евреем, то был бы совсем другим художником»

(K 130-летию со дня рождения Марка Шагала)

Лев Мадорский

Писать очерк к юбилейной дате великого художника Марка Захаровича (Моисей (Мовша) Хацкелевич) Шагала приятно и радостно. Потому что ему в жизни невероятно везло. Моисей родился и провёл юность в дореволюционной России, но учился живописи в Петербурге, где евреям, за небольшими исключениями, жить запрещалось. После Октября художнику удалось (1921) вырваться из страны Гулага и плановой экономики. Выдающийся основатель современного авангарда поселился сначала в Берлине, а потом (1923) Париже. Когда нацисты оккупировали Францию, Шагалу опять улыбнулась судьба и Моисей Хацкелевич избежал концлагеря, переехав по приглашению музея современного искусства в Нью-Йорк. В результате Марк Захарович прожил 98 лет, окружённый до последних дней всемирной славой и всеобщим уважением.

Детство, юность

Моисей Шагал родился 7 июля (24 июня) 1887 года в Витебске. Он был старшим ребёнком в еврейской, многодетной (7 детей), небогатой семье приказчика (что-то вроде современного менеджера) в купеческой лавке. Хотя в российской энциклопедии семью Шагала называют буржуазной, но, на самом деле, они жили довольно бедно и, как напишет впоследствии сам художник: «…каждая копейка доставалась тяжким трудом».

Шагалу в жизни, повторяю, невероятно везло и он постоянно преодолевал, казалось бы, непреодолимые препятствия. Уже в день рождения мальчика в части Витебска, где стоял дом, начался сильный пожар и кровать с роженицей и только что появившимся на свет ребёнком в последнюю минуту чудом удалось перенести в безопасное место. Позже в своей книге «Моя жизнь» Шагал напишет: «Но главное, я родился мертвым. Не хотел жить. Этакий, вообразите, бледный комочек, не желающий жить. Как будто насмотрелся картин Шагала. Его кололи булавками, окунали в ведро с водой. И, наконец, он слабо мяукнул. В общем, я мертворожденный».

Маленький Моисей учился в хедере, а с 11 лет в ремесленном училище без особого интереса и больше всего любил рисовать. Однако, родители считали, что художник это не профессия, и что рисованием на жизнь не заработаешь. В 1906 году, когда юный Шагал попросил дать ему денег на обучение в витебской школе живописи Юделя Моисеевича Пэна, раздражённый отец хотя и дал нужную сумму, но не в руки, а выбросил в окно, и юноша должен быть, страдая от унижения, собирать деньги с земли на глазах у соседей.

Юдель Пэн был хорошим художником, но оценить рисунки юного Шагала не смог. Это не удивительно. Будущий великий авангардист видел мир не так как все, а новаторов современники понимают редко. Также, например, долго не понимали другого уроженца России и другого разрушителя стереотипов, но уже не в живописи, а в музыке — Игоря Стравинского. Пэн его манеру рисовать не оценил, но это не повлияло на желание Моисея рисовать так, как он хотел. Поэтому, проучившись в школе всего два месяца, 18-летний молодой человек понял, что эта школа не для него. Он снова попросил у отца денег, чтобы учиться живописи в Петербурге, и снова повторилась безобразная сцена: отец кинул деньги под стол, а сын ползал и подбирал.

Скрипач на крыше

Машина везения продолжает работать и в Петербурге, благодаря помощи отца, который хотя и не одобрял увлечение сына, но любил его, Моисей получает временное право на проживание в северной столице, а, главное, встречает людей, которые смогли оценить талант начинающего гениального худож ника и поддержали его.

Портрет Шагала — работа Юделя Пэна

Петербург, первое признание, Париж, возвращение в Россию (1906-1921 г.г.)

Два года (1906-1908г.г.) Шагал учится в рисовальной школе Р.Рериха и два года (1909-1911г.г.) в школе Л.Бакста. Талант юного художника был замечен и в обеих школах он получает стипендию. В 1909 году Моисей встречается с девушкой, которая стала его судьбой, Бертой (Беллой) Розенфельд. Впоследствии Шагал напишет: «И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа».

С 1911 по 1914 год на специальную стипендию для одарённых студентов Шагал едет в Париж, где учится, много рисует, принимает участие в выставках, а также знакомится с художниками и поэтами-авангардистами. Его главные работы первого парижского периода: «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами», «Голгофа», «Молящийся еврей» получили высокую оценку критики и, фактически, сделали его основателем зарождающегося экспрессионизма и сюрреализма.

То, что Пэн в картинах юного художника не сумел оценить и понять, критики отметили как достоинства: своеобразное видение мира, необычная ритмическая организация рисунка, условные цвета, геометрическая деформация и, как следствие, исключительно напряжённый эмоциональный настрой. В картинах Марка Захаровича тесно переплетаются прошлое и будущее, реальность и мистика, быт и фантасмагория.

Далее жизнь Марка (в Париже Шагал выбирает это имя) развивается в трудном, напряжённом, но, в целом, удачном для него направлении. Самым счастливым событием стало то, что, когда художник 1914 году возвращается в Витебск, он встречает там Беллу и она соглашается стать его женой. 25 июля 1915 года состоялась свадьба. В 1916 году у них родилась дочь Ида.

Семья

Началась война и вернуться в Париж не представляется возможным. Теперь у Шагала семья и необходимы деньги на жизнь. Картины, тем более написанные в необычной манере, продать в военное и послереволюционное время довольно сложно и Марк вынужден устроиться на работу далёкую от живописи. Он переезжает в Петроград и работает в ВПК (Военно-промышленном комитете). Комитет занимался получением от правительства заказов на военное производство и размещение их на промышленных предприятиях. После революции (1917-20 г.г.) Шагал работает комиссаром по делам искусств в Витебской губернии. Открывает в Витебске художественное училище. В 1920 г. переезжает с семьёй в Москву, где устроился по рекомендации А.Эфроса художником-оформителем в Московский еврейский камерный театр. В 1921 году театр открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в его оформлении. Позже Марк Шагал некоторое время работал учителем рисования в еврейской трудовой школе в подмосковной Малаховке.

Трудно сказать, смог бы гений великого художника-авангардиста проявить себя, если бы он остался жить в советской России. Скорее всего, нет. Скорее всего, если бы к нему не позвонили ночью в дверь и он дожил бы до времён Хрущёва-Брежнева, то стал бы диссидентом. Возможно, тогда о нём Никита Сергеевич сказал бы что-то вроде того, что он кричал, размахивая кулаками в 1962 году на выставке художников-авангардистов в Манеже: «Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и тот лучше рисует. Вы что, мужики или педерасты проклятые». Не исключено, что позже Шагала обвинили бы в формализме и абстракционизме и даже положили бы в психиатрическую лечебницу.

Снова Париж, приход нацистов (1922-41 г.г.)

К счастью, все эти ужасы относятся к сослагательному наклонению. В 1922 году художник переезжает в Берлин, а в 1924-ом в Париж.Во втором парижском периоде жизни Марк Шагал получает признание в Европе. Его картины продаются и он может себе позволить целиком посвятить себя живописи. Художник много ездит по стране, много рисует. Среди его новых друзей Пабло Пикассо, Анри Матисс, поэт Поль Элюар, другие деятель искусства. В 1923 году выходит в свет книга Шагала «Моя жизнь».

Среди главных работ того времени иллюстрации к книге «Мёртвые души» Гоголя (1923), басням Лафонтена (1927-30) и к Библии. Иллюстрации к Библии (66 офортов в 1930-39) и продолженные в США (39 офортов в 1952-56) стали огромным циклом, получившем название «Библейское послание».

В 1933 году, в самом начале нацистской вакханалии случилось страшное, воистину, варварское событие. По личному приказу делающего первые шаги министра пропаганды Пауля Геббельса, в городе Мангейме многие произведения Шагала были публично сожжены. У великого мастера появляется предчувствие надвигающегося Холокоста и картины военного времени пронизаны зловещими, апокалептическими тонами: «Белое распятие», «Распятый художник» (1938 ), «Мученик (1940), «Жёлтый Христос» (1941).

В 1940 году немцы оккупировали Францию и над Марком Шагалом нависла смертельная опасность.

Переезд в США, смерть жены, возвращение во Францию, мировое признание

Но машина чудес продолжает работу и в это страшное время художник получает от Нью-Йоркского музея современного искусства приглашение переехать в США. Американский период жизни связан, в основном, с работой в театре. Марк Захарович оформил два балета: «Алеко» (1942) по поэме Пушкина «Цыганы» и «Жар-птица» (1945) Стравинского.

Шагалу удалось избежать газовой камеры, но в 1944 году на него обрушивается трагическое событие — умирает Белла. Художник глубоко переживает смерть жены и пишет картины-композиции: «Моей жене посвящается» и «Вокруг неё». В 1948 году он вернулся во Францию и поселился около Ниццы. В этом же году Шагал получает гран-при за иллюстрации к «Мёртвым душам» Гоголя на самом престижном художественном фестивале «Биеннале» в Венеции.

Другое важное событие — женитьба на Валентине (Ваве) Бродской (1952), владелице магазинов в Лондоне. Марк Захарович шутил: «Что я? Я скромный еврейский художник. Вот Валентина Георгиевна — она дочь фабриканта Бродского, сахарозаводчика. Знали бы мои родители, на ком я женился. Они бы порадовались».

Шутка Шагала оказалась пророческой. Марк и Валентина счастливо прожили вместе 33 года.

Картины последнего периода Шагала яркие, светлые и жизнерадостные. Начиная с 1960 года он, в основном, переходит на монументальные виды искусства — мозаики, витражи, шпалеры, а также увлекается скульптурой и керамикой. В 1962 году по заказу правительства Израиля Шагал создает мозаики и шпалеры для здания парламента в Иерусалиме. После этого успеха он становится своеобразным Андреем Рублевым своего времени и получает множество заказов на оформление католических, лютеранских храмов и синагог по всей Европе, Америке и Израилю.

Последний период жизни великого художника был счастливым и связан с расцветом его славы и всеобщего признания. В 1973 году Шагал посещает Ленинград и Москву. Ему организовывают выставку в Третьяковской галерее. В 1977 году Марк Захарович был удостоен высшей награды Франции — Большого креста почетного легиона. В 1977-1978 г.г. была устроена выставка работ художника в Лувре, приуроченная к 90-летию художника. Впервые в Лувре были выставлены работы еще живущего автора.

Еврейская тема в жизни и творчестве

Еврей и Тора

Моисей вырос в традиционной, хасидской семье, учился в хедере и до конца жизни ощущал себя евреем. Шагал постоянно поддерживал связи со многим деятелями еврейской культуры. Критики признают, что на искусство художника оказало большое влияние национальное, еврейское самоощущение. «Если бы я не был евреем, -писал Шагал,- я был бы совсем другим художником». Многие художественные образы Марка Захаровича (скрипач на крыше, летающие в небе люди, зелёные коровы и др.) созданы под влиянием еврейского фольклора.

В течение всей жизни Шагал писал стихи, в том числе, на идиш. Его стихотворное творчество, как и художественное, пронизано еврейскими мотивами. Яркий пример — поэма «Памяти еврейских художников — жертв Катастрофы». Поэтому в заключение я могу сказать без преувеличения, что Шагал не просто великий художник. Это великий еврейский художник.

Умер Марк Шагал 28 марта 1985 года в Сен-Поль-де-Вансе во Франции.

Оригинал статьи на сайте «Журнал-газета МАСТЕРСКАЯ»