RAF. Хроника подпольной войны.
12 февраля 2007 г. произошло событие, всколыхнувшее всю Германию и разделившее ее население на два лагеря: земельный суд Штутгарта принял решение о досрочном освобождении из заключения 57-летней Бригитты Монхаупт (Brigitte Mohnhaupt) - одной из бывших руководителей подпольной террористической организации „Rote Armee Fraktion“ (RAF), активно действующей на территории Германии около 30 лет.
Согласно законодательству Германии, преступник, приговоренный к пожизненному заключению и отсидевший за решеткой 15 лет, имеет право претендовать на досрочное освобождение. Первая просьба Монхаупт была отклонена, но во второй раз суд, учтя возраст осужденной, ее слабое здоровье и примерное поведение, удовлетворил ходатайство об условно-досрочном освобождении. Известие о скором освобождении Монхаупт вызвало негативную реакцию большинства граждан Германии. Многие указывали на тот факт, что на свободу выходит не просто «рядовой» преступник, а именно террорист, у которого совершенно другая мотивация, чем у представителей криминального мира. С учетом ее опыта, возраста и возможной озлобленности после 24 лет заключения, она может быть очень опасна. Однако ситуация осложняется тем, что в свое время Монхаупт была осуждена не как террорист, а как обычный преступник. В целом по сравнению с 1980-ми годами ситуация изменилась с точностью до наоборот. Осужденные члены RAF тогда настаивали на том, что не имеют ничего общего с обыкновенными преступниками, которые руководствуются «низменными мотивами». Они рассматривали себя как революционный авангард, сражающийся за высокие цели против капиталистических обществ и государства, полагали себя последними германскими антифашистами.
Так что же такое RAF?
„Rote Armee Fraktion“ – „Фракция Красная Армия“ - так называлась левоэкстремистская террористическая организация ФРГ, организованная в 1970 г. Андреасом Баадером (Andreas Baader), Гудрун Энсслин (Gudrun Ensslin), Хорстом Малером (Horst Maler) и Ульрикой Майнхоф (Ulrike Meinhof). Эмблема-автомат на фоне красной звезды.
Вся история RAF укладывается в период с 1968 по 1998 гг.
В конце 1960-х годов в Зап. Германии и в Зап. Берлине выросло поколение, которое поставило под сомнение лояльность своих родителей во времена нацизма. А поскольку на территории ФРГ все еще находились многочисленные военные базы США, то война во Вьетнаме так же была взята молодежными объединениями под наблюдение. Студенческие волнения вспыхивали одно за другим. Так в Зап. Европе появилась внепарламентская оппозиция и социалистический союз студентов. Толчком к радикальным выступлениям послужил приезд с визитом в 1967 г. в Германию иранского шаха. Левые студенты были против этого визита, так как знали, какие пытки практикуются в иранских тюрьмах. На одной из демонстраций во время стычки с полицией был застрелен студент Бенно Онезорг. Через некоторое время было совершено покушение на лидера немецкого профсоюза студентов Руди Дучке. «Пули, выпущенные в Дучке, покончили с нашими мечтами о мире и ненасилии»,- скажет потом одна из основателей RAF Ульрика Майнхоф. Левые перешли к решительным действиям. Поджог двух универмагов во Франкфурте-на-Майне был вызовом властям и первым заявлением о серьезности намерений. Поджигатели Гудрун Энсслин и Андреас Баадер были вскоре схвачены и осуждены. Процесс уже тогда был спорным, власти отказывались дать ему политическую оценку, как того требовали подсудимые. Вскоре дело было пересмотрено, осужденные отпущены на свободу. Адвокатом подсудимых был Хорст Малер, примкнувший после процесса к RAF.
Война против мирового империализма должна вестись вооруженными методами. Обсудив ситуацию, квартет Баадер-Энслин-Малер-Майнхоф отправился в Иорданию, где они прошли подготовку в тренировочных лагерях Организации освобождения Палестины, стали профессиональными террористами. В 1970 они возвращаются в Германию. Средства для активной борьбы дает ограбление банков. Боевиков теперь уже довольно много, три группы по 10 человек в каждой. Кроме того, первое поколение RAF надеялось на понимание и поддержку общества. И действительно, первые выступления RAF имели большой резонанс. В поддержку их требований выступало все больше прогрессивных членов общества, писателей, художников, адвокатов. 5 июня 1970 г. в газете „Agit 883“ появилось первое общественное выступление в СМИ, подписанное Гудрун Энслин: «Красная армия создана!».
Одним из направлений деятельности RAF было установление контактов со своими коллегами во всем мире. RAF сотрудничала с «Красными бригадами» в Италии, с ИРА в Сев. Ирландии, с ЭТА в Испании. К RAF присоединились несколько групп австрийских и швейцарских террористов. Террористы RAF сражались на Ближнем Востоке, в Латинской Америке. Методы борьбы- не оставлять никаких следов.
Постепенно война, ведомая членами RAF, становилась все безжалостнее, часто жертвами оказывались люди, далекие от политики и от правительственных органов. Особенно первое поколение RAF отличалось особой жестокостью. «Мы говорим: существо в униформе — не человек, а свинья, и поступать с ним надо соответственно. Это значит — с ним не надо разговаривать, с ним вообще нельзя разговаривать. В него надо стрелять», — наговаривала на магнитофон свою проповедь ненависти идеолог RAF журналистка Ульрика Майнхоф. И они стреляли. Даже к своим они были безжалостны. Когда после очередного ограбления банка одна из новых членов, потрясенная жестокостью, заявила о своем выходе из организации, ее отвезли в каменоломни и расстреляли.
С 1972 г. началась бомбовая война. Взрывы были направлены в основном против военных баз США. Опять десятки невинных жертв. Беспощадная жестокость отвратила общество от организации, наводящей страх своими методами, и привела к тому, что теперь уже общество приняло активное участие в борьбе против подпольной террористической организации.
Создаются специальные группы для борьбы с RAF, объявляются премии за их поимку. И в июне 1972 ядро RAF Баадер, Энслин, Майнхоф, Распе, Малер были арестованы. Пойманных главарей RAF ждала специально выстроенная для них в Штутгарте тюрьма Штаммхайм — самое страшное учреждение немецкой пенитенциарной системы. Прослушивание разговоров с адвокатами, строжайшая изоляция в одиночных камерах и постоянное психологическое давление были обычными методами работы с осужденными.
5 сентября 1972 г. с помощью RAF палестинские террористы осуществили кровавую акцию против израильской команды на олимпиаде в Мюнхене, в результате которой погибли 12 человек. Требование террористов- освобождение палестинских заключенных и главарей RAF.
В январе 1973 арестованные объявили коллективную голодовку, закончившуюся смертью Малера. Остальные потребовали придания им статуса военнопленных и соответственно обращаться с ними, прежде всего дать возможность общаться с прессой. В мае 1975 г. после 192 дней процесса обвиняемые были осуждены к пожизненному заключению. Процесс над руководителями RAF получил широкую огласку во всей Европе. Известный французский философ, писатель, марксист Жан-Поль Сартр, ранее сочувствующий RAF, получил разрешение посетить в камере Баадера. После встречи он высказался однозначно: „Дерьмо“ .
Оставшиеся на свободе члены RAF, теперь уже второго поколения, предпринимали попытки освободить узников. В Берлине был взят в заложники кандидат в депутаты Петер Лоренц. Требование-освобождение заключенных. Это был первый и единственный раз, когда правительство пошло на уступки: пять членов RAF были переправлены в Йемен и отпущены. Лоренца освободили. Оказавшиеся на свободе террористы сразу включились в активную борьбу. Успех придал террористам силы и уверенность. В апреле 1975 были захвачены заложники на территории немецкого посольства в Стокгольме. Операция провалилась. Тогда начались убийства. В апреле 1977 г. был убит генеральный адвокат Зигфрид Бубак и его водитель. Операцию разработала и осуществила лично Бригитта Монхаупт.
30 июля 1977 убит председатель Dresdner Bank Юрген Понто. Убийц, Кристиана Клара и Бригитту Монхаупт, привела в дом крестница Понто Сюзанна, член РАФ.
Когда и эти убийства не привели к желаемому результату, в Кёльне был взят в заложники президент Союза промышленников Ханс-Мартин Шлейер. Но правительство под руководством Хельмута Шмидта приняло решение не поддаваться на угрозы.
А члены RAF вели против германского государства настоящую войну — без всяких правил и без жалости к случайным жертвам. 13 октября с помощью палестинцев террористами был захвачен самолет с 90 немецкими туристами, следующий в Могадишу. Заложников удалось освободить, трое террористов и капитан самолета погибли. Узнав о том, что акция с заложниками провалилась, террористы убили Мартина Шлейера, Его труп был найден в багажнике автомобиля в Мюльхаузене.
На следующий день в прессе появилось сообщение, что Баадер, Энслин, Майнхоф и Распе покончили жизнь самоубийством.
До сих пор многие историки ставят под сомнение версию коллективного самоубийства четырех идеологов RAF: Андреаса Баадера, Гудрун Энсслин, Яна-Карла Распе и Ульрики Майнхоф. Слишком много улик заставляет предположить, что немецкие спецслужбы решили таким образом проблему отсутствия в уголовном кодексе страны смертной казни.
В ходе расследования действий второго поколения RAF, уже после падения берлинской стены, было выяснено, что они получали регулярно финансовую помощь и оружие из ГДР. Тогда были арестованы многие руководители RAF.
Им на смену пришло третье поколение, занимавшееся, как и их предшественники, саботажем, убийствами политиков и хозяйственников. Имена исполнителей кровавых акций неизвестны до сих пор.
20 апреля 1998 г. в СМИ поступило заявление, в котором RAF заявляла о своем роспуске. В частности, говорилось: «Почти 28 лет просуществовала группа освобождения РАФ. Сегодня этот проект мы считаем законченным. Теперь это уже история».
Заканчивалось заявление соболезнованием по поводу гибели 26 членов РАФ. Имена 34 жертв террора не упоминались. В настоящее время в тюрьмах содержатся еще трое бывших членов РАФ. Кто-то из заключенных не выдержал многолетнего заключения, кого-то подвело здоровье, некоторые были помилованы.
Бригитта Монхаупт была членом RAF с 1971 г. Она принадлежала к руководству второго поколения и лично принимала участие в разработке и осуществлении многих терактов. После ее ареста в 1982 г. она была приговорена к пятикратному пожизненному заключению плюс еще 15 лет. И вот теперь, после 24-летнего заключения, самая опасная женщина Германии вышла на свободу. Акция по ее освобождению, чтобы не привлекать СМИ и любопытных, была осуществлена в 2 часа ночи 25 марта, когда переводились стрелки часов на летнее время. Ее встречали только родственники и близкие друзья. Предполагается, что она будет жить в Карлсруэ и работать на частном предприятии своих знакомых.
История RAF закончена?
Вера Анапольская