Великие швабы. Парацельс.
Хоэнхайм, небольшой жилой район на юго – востоке Штутгарта, широко известен в Европе: здесь находится единственная в Германии сельскохозяйственная Академия. Но имя Хоэнхайм (Hohenheim) встречается впервые в хрониках уже в 1100 году. Согласно свидетельству, в этом году владелец земель Эгилольф фон Хоэнхайм подарил часть своих угодий монастырю Хирзау. Это была обычная для того времени акция: за обращение в христианство, за возможность через монастырь приблизиться к Богу новообращенные поместные князья дарили монастырям земельные или лесные угодья. В конце 13-го столетия господа фон Хоэнхайм, прибавившие к своему родовому имени имя «Бомбаст», поступают на службу к набирающим силу графам фон Вюртемберг, а уже в 1420 рыцарь Ганс Бомбаст фон Хоэнхайм меняет местожительство, обосновавшись в небольшом селении Фаинген/Энц. В одной из старых кирх Фаингена сохранилась надгробная плита с гербом дома фон Хоэнхайм. Сын Ганса, Йорг фон Хоэнхайм, был комтуром (глава округа тевтонского ордена) и одним из важных советников графа Эберхарда Вюртембергского, известного как Эберхард им Барте. Вместе с графом Эберхардом Йорг фон Хоэнхайм совершил паломничество в Святую землю, прикоснулся к святыням Иерусалима. Но всемирную известность имени фон Хоэнхайм принес внук Йорга, Филипп Теофраст Бомбаст фон Хоэнхайм. Ко времени его рождения семья фон Хоэнхайм проживала в селении Айнзидельн (Einsiedeln) на территории нынешней Швейцарии, тогда еще Швабии. Вильгельм, отец Теофраста, был лекарем, изучал медицину в Ферраре, прекрасно разбирался в лекарственных растениях, основах химии, что и передал любознательному сыну. Теофраст жадно впитывал дух гармонии, в основе которой лежало триединство Бога, человека и природы. Жажда знаний привела его сначала в Базель на медицинский факультет университета, в Вене он получает степень бакалавра. Потом была Феррара, где жил великий Коперник, и где Теофраст получил уже докторскую степень.
Его дальнейшая жизнь – сплошные странствия. Некоторое время он находился на службе в Венеции, посетил Сицилию, путешествует по Испании, Франции. Попутно молодой врач лечит страждущих, накапливает опыт, собирает новые сведения о народных лечебных средствах. В этот период он прибавил к своим именам еще одно: Парацельс, возвышающийся над Цельсом, древним врачевателем, а также по аналогии со своим родовым именем Хоэнхайм, «возвышающийся». Несколько самонадеянно, но сравнивая свои знания и старания со знаниями тех, с кем ему приходилось сталкиваться в своих странствиях, посещая медицинские учебные и лечебные заведения, он разочарованно пишет в своих дневниках: «Профессора в университетах не хотят знать ничего нового, я не нашел ни одного хорошего врача. Своим учением и лечением они только заполняют церковные кладбища». Странствуя в поисках настоящего искусства врачевания, он собрал много полезных сведений, причем не только от собратьев по медицинскому сословию, врачей, хирургов и алхимиков, но и общаясь с представителями самых низших слоев: палачами, цирюльниками, пастухами, евреями, цыганами, повитухами и предсказателями. Его можно было встретить в компании погонщиков скота, на проезжих дорогах и в трактирах, что служило поводом для оскорблений, которыми в своей ограниченности осыпали его враги. Подобно еще одному великому швабу, доктору Фаусту, он ищет новые методы и способы излечения, и так же, как Фауста, пациенты его вскоре называют одним из лучших знатоков врачевания, а конкуренты, церковь и официальные медики – шарлатаном и еретиком.
В 1524 Парацельс остановился в Зальцбурге, где шла крестьянская война. За лечение раненых крестьян – повстанцев он едва избежал ареста и перебрался в более свободомыслящий Страсбург. Но и здесь он задержался ненадолго: слава о его врачебном искусстве привлекла к нему многочисленную клиентуру, что восстановило против него медицинский мир города. Среди его пациентов числился и знаменитый Эразм Роттердамский, который, по его собственному признанию, хоть и не имел времени для лечения, но с радостью пользовался советами и лечением Парацельса. Посетил Парацельс и родину своих предков, некоторое время прожил в Эслингене. В память об этом событии позже в Эслингене была выполнена сохранившаяся до наших дней фреска на доме, где он жил. Дневниковые записи Парацельса содержали немало курьезных историй о его некоторых знаменитых пациентах, одним из которых называют маркграфа Филиппа Баденского. Как писал позже Парацельс, лучше жить впроголодь и лечить нищих, чем высокопоставленных особ, от которых потом не дождешься оплаты. Прибыв по просьбе маркграфа, Парацельс воспользовался гостеприимством больного, заняв одну из предложенных комнат во дворце. Брат больного в отсутствие врача, чтобы не допустить излечения, выкрал приготовленное лекарство, а сам больной оплачивать лечение отказался. В своих записках Парацельс предупреждал учеников, никогда не останавливаться под одной крышей с пациентами.
Врачебное искусство Теофраста, его публикации привлекали к нему внимание гуманистов. Благодаря их лестным отзывам Парацельс получил приглашение в Базель на почетную должность городского врача с правом читать лекции в университете, о чем он всегда мечтал. Казалось бы, чего еще желать? Но и здесь отличился швабский упрямец: он начал читать лекции не на латыни, как это было принято, а на немецком, чтобы лучше донести до слушателей новые идеи, методы лечения и лекарственных форм. Его лекции не были, как это делали все профессора, повторением старых сведений официальной медицины времен Гиппократа и Авиценны, а его собственные наблюдения, что и привлекало к нему многочисленные аудитории. Из тетрадей Парацельса: «Я хотел таким образом очистить медицину от тяжких заблуждений, связанных с не всегда корректными переводами латинских текстов, а также на родном языке донести до слушателей новые, тесно связанные с природой идеи, методы лечения, новые лекарственные формы». Эта дерзость восстановила против него коллег и городской совет настолько, что он вынужден был бежать из Базеля, не получив опять своих гонораров. Позже, уже из Старсбурга, Парацельс подал в суд на неплательщиков.
В 1529 Парацельс задержался на некоторое время в Нюрнберге, где вскоре официальные врачи ославили его как шарлатана и самозванца. Чтобы опровергнуть их обвинения, он попросил городской совет доверить ему лечение пациентов со слоновой болезнью, считавшейся неизлечимой. За короткое время Парацельс излечил их, не взяв никакой платы. Свидетельства об этом сохранились в городском архиве Нюрнберга.
Последние годы жизни Парацельс провел в Зальцбурге, практикуя, издавая результаты своих опытов, накопившиеся за годы странствий сведения. Трактаты «Потаенная философия», «Лабиринт заблуждающихся медиков», труды по магии, астрологии и многое другое выходят из-под его пера. Реформаторство Парацельса в медицине сравнивали с реформаторством Мартина Лютера в христианстве.
Смерть Парацельса была столь же загадочной, как и смерть доктора Фауста. Официальные хроники сообщали, что он умер после посещения одного из больных, упав с крутой лестницы. Упал или столкнули? Несчастный случай? Происки завистников, врагов? Неизвестно. Свое небольшое состояние он оставил в пользу бедных, и сам был похоронен на кладбище для бедняков. В Зальцбурге на месте его захоронения установлена пирамида с гербом дома фон Хоэнхайм и длинной надписью на латыни, перечисляющей все его заслуги: «Здесь лежит Филипп Теофраст Доктор медицины…». Так же, как личность доктора Фауста, личность Парацельса до сих пор привлекает внимание ученых, литераторов (братья Вайнеры, «Лекарство против страха»), художников, музыкантов. По всей Европе рассеяны памятники в тех местах, где он некогда жил. В Штутгарте, на территории бывшего родового имения фон Хоэнхайм, одна из улиц носит имя Парацельса, в районе Бирках есть гимназия его имени.
Вера Анапольская