Сказки и легенды Боденского озера.

В самом центре Европы находится одно из чудеснейших творений природы – Боденское озеро. Миллионы туристов посещают ежегодно его гостеприимные берега. Озеро, образование которого ученые относят к ледниковому периоду – свидетель многих эпох. Первые поселения на берегах озера возникли предположительно 12.000 лет назад. Более точные сведения относятся к периоду проживания кельтов, ок. 500 до н.э. Кельтов сменили римляне, римлян – алеманы, они же швабы. В старых римских хрониках озеро называют Швабским морем – Mare Suevikum. Но не только хроники  отражают все многообразие жизни в регионе. Бесчисленные саги, легенды, предания, культурно-исторические свидетели прошедших эпох, свидетели того, как люди жили, о чем думали и чем занимались, сохранились в народной памяти. Среди тех, кто исколесил все побережье в поисках жемчужин устного народного творчества, были и братья Гримм. Благодаря им и многим другим собирателям фольклора, эти предания дошли до наших дней и по сей день имеют поучительную основу. По мотивам сказки братьев Гримм о золотой рыбке, пойманной в Боденском озере, позже А.Пушкин написал свою «Сказку о золотой рыбке». Так что можно сказать, что в русскую литературу золотая рыбка приплыла из Боденского озера. Когда в легенде речь идет о злодее-рыбаке, вытаскивающем крохотную молодь, которую и есть-то нельзя, это не что иное, как защита окружающей среды в нашем сегодняшнем понимании. По преданию, жадный рыбак разбогател, построил прочный дом на самом берегу озера. Но рыбы не могли простить ему, что он уничтожает их малых деток. Крупинка за крупинкой, песчинка за песчинкой подрывали рыбы берег озера, пока вода не подошла к самому фундаменту. И однажды правосудие свершилось: дом рухнул в воду, злодей-рыбак утонул. Мудрость старинных сказаний видна и в предании, где шут по имени Куони предсказал своему правителю, швейцарскому герцогу Леопольду, поражение в очередной битве. С трудом удалось герцогу избежать пленения и вернуться в родные края. Позже герцог щедро наградил своего «мудрого глупца». Согласно преданию, Куони умер в 1355 г. А жители Люстенау рассказывают, как однажды через селение прошел старик в странной одежде, с длинной, развевающейся белой бородой, с посохом в руке – Вечный Жид. На вопрос, когда он появится опять, жители отвечают: теперь не скоро, ведь ему предстоит обойти всю землю по кругу.

Вопрос, кто же создал эти легенды, например, об огромном быке, который мог выпить все озеро, ответа не имеет. Они все почти так же стары, как стары поселения вокруг озера. Самая старая легенда о великане по имени Айнхер (Einher) упоминается в сочинении монахов монастыря Сент. Галлен «Деяния Карла Великого», а это ок. 900 года! Рядом с великанами неизменно присутствуют гномы, здесь их называют земляные человечки (Erdmännle), лесную волшебницу называют Holzweible. Швабско - алеманские духи леса, воды, русалки в этих легендах предстают не такими зловещими, как во многих других местах, они настроены в отношении к человеку вполне мирно, даже дружески. В демонических образах, населявших побережье и подводный мир, конкретизирован страх человека перед неизвестным, но в то же время существа в легендах носят ласково-уменьшительные имена. И только в швабских легендах можно встретить слово Riesele, великанчик! Таким образом, легенды дают возможность представить образ человека  и ландшафта вокруг озера, территории, которую в 6-7 веках христианизировали ирландские монахи. Вскоре началось бурное возведение монастырей и кирх, содержащих религиозные святыни и реликвии, что также нашло свое отражение в легендах. Одна из таких легенд рассказывает об эпизоде времен 30-летней войны. У въезда на мост, соединяющий остров Майнау и сушу, стоит в воде древнее распятие, установленное еще в те времена, когда на острове находился монастырь: Иисус и два распятых с ним вместе разбойника. Группа носит название Шведский крест. Когда во время войны шведы захватили остров, они решили увезти древнюю реликвию с собой. Запрягли в телегу двух лошадей, погрузили распятие и отправились в путь. Но уехали они недалеко: рысаки вдруг остановились и не могли стронуть с места невероятно потяжелевшую телегу. Шведы добавляли одну лошадь за другой, пока их не стало двенадцать, но и дюжина рысаков не стронула телегу с места. Тогда шведы выпрягли своих лошадей, бросили распятие на дороге и ускакали. Местным жителям хватило и двух старых кляч, чтобы вернуть распятие на место, где оно находится и сейчас

Среди обилия монастырей и церквей, крепостей и дворцов культурными и духовными центрами в раннем средневековье были монастыри Райхенау и Сент. Галлен. Могущественные кланы Вельфов и Штауферов, графы фон Монтфорт, торговцы из малых дворянских домов и многие другие оказывали большое влияние на развитие территории побережья, что также нашло свое отражение в легендах. Легенды сообщают также о необычных природных явлениях, о жестокостях войн, о коварстве и подлости, о святотатстве, бессердечии, насилии и жадности. В основном это рассказы о том, как сверхъестественные силы наказали человека, поставившего себя вне общества, вне заведенного порядка. Не человек наказывает человека, а сама природа вершит правосудие. Вне общественного порядка были не только воры и убийцы, наказание которых  - явление само собой разумеющееся. Легенды повествуют также о небольших, простительных прегрешениях: несоблюдение праздничного дня, запрещенные танцы, расточительство, бессердечие по отношению к бедным, жадность, т.е. прегрешения против неписанных норм человеческого поведения. Грехом было также желание человека проникнуть во внутренний мир животных. Согласно легенде, в ночь перед рождеством все животные имеют возможность говорить на языке человека. Один хозяин, которого распирало грешное любопытство, решил послушать, о чем говорят его быки в сарае. Спрятавшись с вечера под кормушкой, он стал ждать полночи. Пришла полночь, и мельник слышит, как один вол спрашивает другого: «Ты знаешь, что мы будем завтра делать?» Отвечает второй: «Знаю. Хозяина повезем на кладбище». Те, что стояли за дверью и подслушивали, в ужасе убежали. Утром под кормушкой обнаружили мертвого хозяина.

Многочисленные легенды Боденского озера и окружающей его территории больше, чем где-либо, вошли в литературу. Они вдохновляли поэтов и писателей «Швабского романтизма». В числе первых был Густав Шваб со своей балладой «Всадник и Боденское озеро». Но были и менее известные авторы, например, Готфрид Келлер, написавший стихотворение «Шут графа фон Циммерн» по мотивам эпизода из «Циммернских хроник», где речь идет о событиях второй половины 16-го столетия. «Циммернские хроники» вдохновили также Людвига Уланда на стихи и баллады, благодаря которым в повседневную жизнь вошли фигуры воскресших мертвецов и демонов.

Несмотря на интригующие мотивы и богатство материала, легендам гораздо сложнее найти свою публику, чем сказкам. Легенда, в отличие от сказки, скромнее в языковом оформлении, больше связана с реальностью и ближе к рассказу. Сверхъестественные явления в легенде приближены к действительности. Таким образом, легенда охватывает широкий спектр человеческих противостояний с окружающей природой, с исторической реальностью и трансцендентным миром. Из близости к сверхъестественному легенда черпает свою эмоциональную силу, сообщает знания о таких вещах, которые не поддаются никакому рационалистическому объяснению.

Местность вокруг Боденского озера, одна из старейших культурно – исторических территорий Европы, насыщена не только памятниками архитектуры, но и литературными памятниками, знакомство с которыми не менее интересно и познавательно, чем знакомство с памятниками старинной архитектуры.

Вера Анапольская.