Григорий Поженян: «Друг всегда уступить готов место в шлюпке и круг»

Я с детства ненавидел хор —
согласный строй певцов.
И согласованный напор
отлаженных гребцов.
И общность наклонённых спин.
И общий водопой….
Григорий Поженян

Поэт родился 20 сентября 1922 года в Харькове. По отцу — армянин, по маме — еврей, он был из породы людей отчаянной храбрости. Когда в 1941 году немцы осадили Одессу и отключили подачу воды, группа разведчиков пробралась к водокачке, захватила ее и пустила в умирающий от жажды город воду — на несколько часов. Это была акция смертников, и уцелели немногие. Среди них был десантник Поженян по кличке «Уголек» (потом он напишет об этом сценарий, по которому снимут фильм «Жажда»). В той героической операции Поженян получил несколько тяжелых ранений — в обе ноги, в голову и в руку. Его посчитали умершим, присыпали землей и отправили похоронку матери. Мама, врач, кандидат медицинских наук, узнав, что сын погиб, ушла на фронт и вернулась в звании майора с орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги». А ее сын выжил — очнувшись, дополз до берега и на шлюпке вышел в открытое море, где его подобрал военный катер. Поженян был награждён множеством боевых наград, дважды представлялся к званию Героя Советского Союза, но так и не получил его. Одно из представлений к званию было отозвано из-за того, что лейтенант Поженян приказал выбросить за борт десантного катера струсившего замполита и тот написал жалобу…

После войны в период борьбы с «безродными космополитами» руководство Литературного института попросило студента-фронтовика выступить на собрании с осуждением «космополита» Павла Антокольского. Поженян выступил, но в защиту своего учителя и других опальных преподавателей и студентов, за что был исключен из института и из комсомола. Когда ректор заорал Поженяну, чтоб его ноги не было в институте, Гриша-Уголек встал на руки и вышел из кабинета. Институт он все-таки окончил, его стихи и песни узнала и полюбила вся страна…
В 2000 году на 78-летнего Поженяна напала свора мерзавцев и зверски избила. «Я четыре года жил как трава», — вспоминал потом Григорий Михайлович. И опять он выжил. Но смерть была уже рядом: поэт умер 20 сентября 2005 года в день своего 83-летия. Его стихи и песни, звучащие в любимых фильмах, забыть невозможно…