Юдель Пэн — живописец еврейского быта

Пэн Ю. М.  Автопортрет

Юдель Пэн был первым учителем Марка Шагала. Именно он увидел в юноше потенциал. Пэн открыл первую частную школу, в которой обучали живописи, стал предшественником культурной прорыва в Витебске.

В 83 года живописец был убит в своей квартире при загадочных обстоятельствах. Расследование по факту преступления завершено, однако в деле есть много недостоверных фактов.
Юдель Пэн родился 5 июня 1854 года, в еврейской семье, его отец был бедным ремесленником, который умер, когда Юделю было 4 года. Пэн окончил начальную религиозную еврейскую школу, после чего стал рисовать.

Мальчика наказали, за то, что он в своих рисунках смешно изображал ребе в его различных проявлениях темперамента. С 1867 по 1875 гг. в нынешнем городе Даугавпилс Пэн трудился подмастерьем маляра. Спустя некоторое время в 1879 году он поехал в Петербург, чтобы поступить в Императорскую академию художеств, но осуществил мечту он лишь спустя год.

По прошествии шести лет живописец отправился в Ригу, где он завел новые знакомства, в том числе и с бароном Корфом, коим был приглашен во владения в Витебске. Несмотря на то, что Пэн получил паспорт, который предоставлял право на постоянное проживание в Петербурге, в 1891 году, по другим источникам – 1897 году, художник стал жить в Витебске. Основными причинами, почему Пэн остался в Витебске стала возможность открыть художественную школу, а также выразительный и такой родной, с кровью матери передавшийся еврейский уклад жизни города, который он писал.

Через год Пэн осуществил то, что хотел. И основал первую школу живописи в Беларуси прямо в своей квартире. Около сотни учеников прошли у него обучение, из них некоторые стали выдающимися художниками и скульпторами. Среди имен учеников были и Марк Шагал, Осип Цадкин и Заир Азгур. Школа существовала до 1918 года, после чего она была преображена Марком Шагалом в Народное художественное училище, куда был приглашен сам Юдель Пэн в качестве преподавателя начальных классов.

В послереволюционном Витебске эта школа явилась предвестником культурного всплеска. Ученик Пэна, художник Петр Явич тепло вспоминал, как по-отечески относился к своим ученикам Пэн, с которыми он обращался как с родными сыновьями. Для них Пэн был всем – искусством, школой, домом. Его удивляла простота художника, его безграничная открытость и невероятная высота культуры.

Марк Шагал писал в своей книге о своем первом учителе рисования, вспоминал, как ехал по городу и увидел белую надпись на синем фоне «Школа живописи Пэна», это открыло Витебск с его культурной стороны. И, несмотря на взаимоуважение и дружеские отношения, между учителем и учеником бывали разногласия, Пэн старался вернуть бывшего ученика на путь реализма.