Главы государств, которые лучше всех прошли тест Израилем

Страна с миллиардным населенем при Моди становится самым близким другом Израиля в Азии. Не забудем, что так было не всегда. В 1948 году Индия проголосовала против образования еврейского государства и в палестино-израильском конфликте долгое время занимала проарабскую позицию.

О каком тесте идёт речь, узнаем в конце очерка. А пока, кто же эти главы государств

Как известно, один в поле не воин. Исключения хотя и встречаются, но, в основном, в литературе. В реальной жизни — почти никогда. Совсем другое дело, если этот один — глава государства. Человек, от предпочтений которого (экономических, национальных, идеологических) напрямую зависит политика государства. Такой «одиночка» может изменить страну, направить её по своему пути. Это становится особенно очевидным, когда к власти приходят такие злодеи, как Сталин, Гитлер, а в наше время, Махмуд Ахмадинеджад, Хасан Рухани в Иране, Пол Пот в Кампучии или, скажем, Ким Чен Ын в Северной Корее. Что отец, что сын — без разницы. Cтрану окутывает чёрное облако страха, жестокости, фальши и безнадёжности.

В этом смысле для крошечного еврейского государства, окружённого врагами, несмотря на мощь его армии, про— или анти-израильские настроения глав государств, особенно, больших и сильных, имеют серьёзное значение. К счастью, такие друзья у Израиля есть.

Дональд Трамп

У власти в США стоит человек, который публично заявлял и не один раз:

«Я поддерживаю Израиль со дня своего рождения», «С момента моего избрания начинается новый день в отношениях между нашими государствами», «Для меня большая честь находиться в великом Государстве Израиль, родине еврейского народа. Я проникся святостью и величием Святой земли. Это удивительная страна, вы сделали здесь то, что нам доселе нигде не удалось. Я приехал, чтобы еще раз подтвердить договор между Израилем и США, который останется навсегда».

Скоро пройдёт год с момента инаугурации президента и, хотя между предвыборными обещаниями и конкретным делами, как правило, существует определённая дистанция, уже сегодня ясно, что заявления президента не пустые слова. Многое из обещанного выполняется. Что же именно?

Антииранская политика

Ну, во-первых, предельно сблизились позиции Трампа и Нетаньягу в отношении Ирана. Президент и премьер считают государство, которое, как и при Ахмадинеджаде, угрожает стереть Израиль с карты мира, центром международного терроризма. Дональд Трамп продлил на год действие антииранских санкций со стороны США и уверен, что Договор о смягчении таких санкций, принятых в 2015 году «шестёркой» в отношении «режима убийц» (выражение президента Л.М.) — стратегическая ошибка: заключение Договор не даёт 100% гарантий, что «страна-изгой» всё-таки не обзаведётся ядерным оружием.

Отношение к институтам ООН

Во-вторых, американский лидер полностью поддерживает Нетаньягу в критике постоянных, антиизраильских резолюций ЮНЕСКО и других ооновских организаций. В своей речи с трибуны ООН он прямо заявил, что «… недопустимо так явно пренебрегать интересами Израиля». Теперь у еврейского государства есть твёрдая уверенность, что в Совете Безопасности не повторится прецедент, случившийся в последние дни 2016 года, когда обамовская администрация не наложила вето на подобную, «постыдную» (выражение Нетаньягу) резолюцию, направленную против поселенческого движения.

Кульминацией политики, направленной в поддержку еврейского государства, можно считать недавнее решение США, а затем и Израиля, полного выхода из ЮНЕСКО в конце 2018 года. В последнее время этот юнесковский «театр абсурда» как на конвейере одну за другой принимал безумно-невежественные, антиизраильские резолюции, отрицающие историческую связь евреев с землёй Израиля, со Стеной Плача и с Иерусалимом.

Перенос посольства в Иерусалим

Это важное предвыборное обещание пока, к сожалению, не выполнено, хотя представители администрации президента и посол США в Израиле Дэвид Фридман, заявили, что речь идёт не об отмене такого переноса, а о его отсрочке. 57-летний посол, исповедующий ортодоксальный иудаизм и владеющий ивритом, большой друг Израиля. Он является сторонником поселенческого движения и размежевания с палестинцами. Кроме того, новый посол уже сейчас значительную часть времени живёт в «городе мира», где у него есть собственные аппартаменты. Президент объясняет отсрочку опасением, что перенос посольства обострит ситуацию на Ближнем Востоке и, главное, станет препятствием для израильско-палестинских переговоров, в результат которых он ещё верит: «Говорят, что сложнейшая из всех сделок, заявил Трамп, — это мир между Израилем и палестинцами… Я не думаю, что она нереальна, я думаю, что это может произойти». Судя по последним сообщениям прессы, проект мирного соглашения между Израилем и палестинцами США представит в ближайшие дни обеим сторонам.

Между тем, большинство политологов не разделяют уверенности президента и полагают, что длящиеся с перерывами в течение многих лет переговоры, вряд ли в ближайшее время станут результативными. Особенно после объединения Рамаллы с Газой, находящейся под управлением Хамаса. Объединения, в котором террористическая сущность хамасовцев, отрицающих право на существование Израиля не только в границах 1967 года, но и в любых границах, имеет все шансы стать доминирующей.

Ангела Меркель

Знаю, что не все со мной согласятся, но я уверен, что именно во время правления бундесканцлерин, начавшееся при её предшественниках на посту лидера ФРГ чудо, приобрело реальные очертания. Родина Холокоста, бывшая в течение 12-ти лет нацизма злейшим врагом евреев, становится близким другом Израиля. Сегодня тысячи израильтян приезжают на работу и учёбу в Германию, а немцы постоянно живут в Израиле и трудятся в кибуцах. Ежегодно более 10 тысяч немцев и израильян принимают участие в молодёжном обмене. Переворот произошёл и в сознании многих израильтян. Согласно последним опросам, 65% респондентов, считают, что пришло время подвести черту под прошлым.

Но самое удивительно-невероятное произошло при Меркель в политике. Такого ещё никогда не было. В марте 2008 года канцлерин выступила в кнессете на немецком языке. Её речь вызвала долгие и бурные аплодисменты депутатов. С этого времени министры двух стран во главе с канцлерин стали ежегодно встречаться для обмена мнениями. Об этих встречах в одном из интервью рассказал бывший министр иностранных дел, а сейчас Федеральный президент Германии, Франк-Вальтер Штанмайер: «Мы раз в год садимся вместе за стол, строим планы, много смеемся, иногда ссоримся — все так, как и принято среди добрых друзей».

Очень важны для обороны Израиля 6 сделанных в Германии субмарин класса «Дельфин», проданные в правление Ангелы Меркель (первые две отданы бесплатно) со значительной скидкой.

Впрочем, невозможно обойтись и без ложки дёгтя… В основном, это касается всё того же пресловутого договора «шестёрки», а теперь уже «пятёрки», об отмене антииранских санкций. Жизнь показала, что договор этот не останавливает, а, напротив, усиливает террористичекую направленность политики Ирана.

Приведу несколько высказываний Меркель, подтверждающих её понимание проблем еврейского государства:

  • «У Хамаса появилось оружие нового качества (канцлерин имеет в виду тоннели — Л.М.), но, когда речь идёт о самообороне, Израиль имеет право на самозащиту».
  • «Германия и Израиль разделяют такие ценности, как свобода, демократия и человеческое достоинство».
  • «В Германии антисемитизм не должен вновь выйти на сцену».
  • «Германия сделает всё возможное для обеспечения будущего Израиля».

Нарендра Моди

Начиная с 2014 года, с приходом к власти в Индии Нарендра Моди, политика известного произраильскими взглядами, резко улучшились отношения между двумя государствами. Страна с миллиардным населенем при Моди становится самым близким другом Израиля в Азии. Не забудем, что так было не всегда. В 1948 году Индия проголосовала против образования еврейского государства и в палестино-израильском конфликте долгое время занимала проарабскую позицию.

В июле 2017 года премьер-министр Индии впервые за 70 лет прибыл с официальным визитом в Израиль. Его встречали по высшему классу: красная дорожка, почетный караул, военный оркестр и личное присутствие первых лиц государства. По таким правилам в Израиле обычно встречают только одного человека — президента США. Соответственно, и приветствуя высокого гостя, Нетаньягу нашёл слова особенно тёплые, выходящие за рамки обычного, дипломатического лексикона:

«Мой дорогой друг! Мы долго ждали вас, почти 70 лет. Мы приветствуем вас с распростертыми объятиями. Мы любим Индию. Мы видим в вас родственные души в нашем общем стремлении обеспечить лучшее будущее для наших народов и для всего мира. Я помню, мой друг, что Вы сказали на этой первой встрече. Вы сказали, что, когда дело касается отношений между Индией и Израилем, пределом может быть только небо».

И это не просто слова. Премьеры двух государств за последние годы встречались неоднократно и между ними, действительно, установились близкие, дружеские отношения. Дружбу премьеров укрепляет и сотрудничество в самых разных областях. Так, например, после визита Моди в Израиле была подписана, воистину, гигантская оружейная сделка. Индия закупит у еврейского государства ударные беспилотники, не имеющие аналогов системы ПРО, противотанковые снаряды, электронное оборудование, некоторые другие типы современных вооружений. Общая сумма контракта засекречена, но известно, что она составит несколько млрд. долларов. Кроме того, по условиям контракта, Израиль будет обучать индийских специалистов и проводить сервисное обслуживание.

Послесловие

А теперь пару слов о тесте Израилем, вынесенном в заголовок. Книгу под таким названием написал американский писатель Джордж Гилдер, протестант, не имеющий, что в нашем случае важно, еврейских корней. Чтобы стало понятным что это за тест, приведу цитату из книги:

«Центральная проблема международной политики, разделяющая мир на две неустойчивые армии, — это крошечное государство Израиль. Тест Израилем содержит вопрос, может ли этот мир подавить в себе зависть и признать, что все они зависят от выдающихся достижений сравнительно небольшого количества мужчин и женщин. Ибо выживание человеческой расы зависит от признания совершенства, где бы оно ни появлялось. Оно зависит от того, сможет ли мир пройти тест Израилем».