Многообещающая певица и пианистка Белла Флетзингер вышла замуж за раввина Фабиана Гнесина. Один за другим стали появляться на свет дети, и с мечтами о мировой славе пришлось расстаться. Думала ли талантливая женщина, пожертвовавшая своими амбициями ради семейной жизни, что ее дети – семеро из двенадцати — сумеют посвятить жизнь музыке? Неизвестно.
Но мать передала детям не только музыкальный, но и педагогический дар.
Первой в Московскую консерваторию поступила старшая дочь Евгения. За ней Елена, Мария, Елизавета. Сын Михаил выбрал Санкт-Петербург. Даже в условиях жесткой процентной нормы на поступление евреев в высшие учебные заведения Российской Империи все Гнесины были в разное время с воодушевлением приняты – настолько ярко проявлялись их творческие способности. Когда двое старших сестер уже закончили консерваторию, умер отец. Семья осталась без средств к существованию.
⠀
Тогда у девушек возникла идея открыть собственное музыкальное училище. Вдохновителем стала Елена, которая обладала не только самым ярким исполнительским дарованием, но и недюжинными организаторскими способностями. Сложно даже представить: в конце девятнадцатого века, совсем молодая женщина, еврейка, успешно преодолела все бюрократические препоны и создала принципиально новое учебное заведение.
Дом на Собачьей площадке, где с 1900 по 1962 г. располагались учебные заведения им. Гнесиных⠀
С самого начала «Училище сестёр Гнесиных» шло путём особого развития, не стремясь никому подражать. Была создана новая методика и сделан упор на индивидуальный подход и разностороннее развитие учеников. Помимо специальности дети учили теорию, хоровые и ансамблевые дисциплины. Внимание к личности каждого ребенка было предельным – своих учеников Елена Фабиановна узнавала даже по звуку шагов. Сначала преподавали только Елена и Евгения. Позже к ним присоединилась Елизавета. Потом Ольга, бывшая одной из первых выпускниц нового училища. Затем Николай организовал кафедру композиции.