Вряд-ли нужно представлять людей на снимках ниже, кроме, пожалуй, одного — создавшего эти фотопортреты Петра Шумова (первое фото).
В эмиграции уроженец Гродно и сын царского чиновника Петр Шумов оказался еще в 1908-ом, успев отсидеть несколько лет в тюрьме за социалистические взгляды. После поражения Первой русской революции Шумов вместе с женой уезжает в Париж, где вскоре открывает фотомастерскую на Монпарнасе и меняет имя на французский манер — Пьер Шумофф.
К тому времени у Петра Ивановича уже был знаменитый клиент — художник и скульптор Огюст Роден. В течение девяти лет их знакомства, от 1908-го и до смерти импрессиониста в 1917-м, Шумов сделал полторы сотни его снимков за работой и в быту. Одни говорят, что их познакомил скульптор Серафим Судьбинин, другие утверждают, что Петра Шумова в мастерскую к Родену привела Айседора Дункан. Художник фотографов не жаловал, но после первых же снимков попросил Шумова быть его единственным фотографом.
«Вот моя фотография — из паспорта, я светлей и моложе. Потом пришлю лучшую и сделанную совсем недавно, в Париже. Фотографировал меня Шумов, который снимал и работы твоего великого друга. Он мне много рассказывал о нем. Я не решилась спросить, нет ли у него твоей фотографии. Заказать ее для себя не посмела бы», — писала Марина Цветаева Райнеру Марии Рильке. Великий друг — это Роден.
В другом письме Цветаевой, отправленном Шумову из Лондона, были такие слова: «Весь Лондон полон Вашей славой. Трублю ее повсеместно — не словом, а делом, то есть показывая Ваши (свои) карточки, которые здесь со мной. Лондонцы (особенно дамы!) наперебой берут Ваш адрес».
«Я не забуду Вас благодарить за Ваши присланные фотопортреты с меня, полные жизни и экспрессии. Спасибо!» — писал Шумову восхищенный Марк Шагал.
«Дорогой Петр Иванович, к Вам обратится квартет Кедровых, чтобы и Вы увековечили их своим художественным объективом. Будьте к ним так любезны, как ко мне», — просил Александр Куприн.
С просьбой о фотопортрете приходили к Шумову Анатоль Франс и Леон Блюм, Эмиль Верхарн и Альберт Эйнштейн, Анна Павлова и Игорь Стравинский. Владимир Маяковский сразу же заглянул в ателье к Шумову, когда прибыл в Париж в 1925-м. Керенский, Махно, Деникин, Волошин, Бальмонт, Скрябин, Прокофьев, Горький, Шаляпин, Бакст, Анри Барбюс, Фернан Леже, Клод Моне, Поль Валери… Список знаменитых моделей Петра Шумова можно продолжать бесконечно.
Снимки Петра Ивановича подкупали мастерской игрой контраста света и тени на отпечатке.
Сам Шумов считал главным для своих работ проникнуть в психологию личности модели. Порой это занимало несколько часов.
Чаще всего мастер снимал портретируемых в профиль или в повороте на три четверти, нередко делал акцент на руке или на отражении в очках, а взгляд модели направлялся или на зрителя, или в точку за кадром.
Но, несмотря на все успехи, парижское фотоателье Шумова не пережило мировой экономический кризис — клиентуры становилось все меньше. В 1933-м маэстро закрыл свое дело, часть снимков передал на хранение в пресс-агентство и вместе с семьей переехал в польскую Лодзь, где работал консультантом на химзаводе. Еще через три года Петра Шумова не стало.
Во время войны жена Шумова, Екатерина, погибла в немецком концлагере на территории Польши. В концлагере «Маутхаузен» оказался и сын Шумова Сергей — участник французского сопротивления. Он выжил, и после войны он стал известным физиком. Дочь Татьяна после войны жила в Ленинграде и работала в музее Пушкина. В 1970 году она выехала в Париж.