Винные страсти или In vino veritas

Баден — Вюртемберг – один из самых древних винодельческих районов Германии. Виноградники тянутся вдоль Неккара, занимая самые солнечные его участки. Удивительно, как сильна способность к выживанию у этой культуры, растущей и плодоносящей на самых крутых склонах. Кто и когда занес сюда первую лозу – сказать невозможно, этого не знают даже хроники. Известно лишь, что еще римляне 2000 лет назад наслаждались божественным напитком, изготовленным из лозы, выращенной на солнечных склонах по берегам Неккара. После ухода римлян эта отрасль на пару столетий канула в забытье, и лишь в 8-9 веках началось ее возрождение.

Виноград неприхотлив, произрастает на бедных почвах, после винограда на этих почвах хорошо плодоносят некоторые другие культуры. Враги лозы – только мороз и вредители. Поскольку малоплодородными почвами владели в основном бедные хозяйства, они и стали первыми осваивать новый вид сельскохозяйственной продукции. Всем на удивление, новая культура стала приносить такой хороший доход, что пришлось даже вводить ограничения, чтобы иметь и прочие продукты питания. Налог на виноделие был очень высок, до 80 %. Работали обычно всей семьей, с рассвета до заката, и, конечно, молились своему патрону Св. Урбану. День Св. Урбана до сих пор отмечается 25 мая, считается, что после этого дня уже не может быть морозов, гроз и прочих непогод. Виноградники – особая забота святого. В старых календарях даже лето начиналось 25 мая, т.к. к этому времени заканчивались все полевые работы, наступал период вегетации. Изображали Св. Урбана обычно с библией в руке, на библии – кисть винограда. Или в виде виноградаря с корзиной за спиной, на голове – золотая корона, в руке посох. Чаще всего фигура вырезалась из виноградной лозы, украшалась медалями.

Основной темой многих хроник на протяжении долгих веков было состояние виноградников, погодные условия в регионе. Вино было гордостью, богатством. Из хроник в мае 1238: «Вымерзли почти все лозы», или в 1289: «Зима была слишком мягкая, листья на деревьях держались до рождества. В феврале поспела земляника, в апреле зацвели лозы. Но в мае вдруг снег, холод, затем опять так тепло, что винограда уродилось на удивление много». В 1386, согласно хроникам, был такой обильный урожай, что «вина получили больше, чем воды, и при строительстве домов в раствор вместо воды лили прошлогоднее вино, чтобы освободить емкости для нового вина». Вино было неотъемлемой частью повседневного питания. Много пили в праздники и на похоронах. Из хроник: «В 1480 на похоронах вюртембергского графа Ульриха было выпито 64 ведра вина». Вроде бы и немного, но вюртембергское ведро – это 294 литра!

Насколько почитали виноделов и их патрона, доказывает тот факт, что в главной кирхе Штутгарта Heiligkreuzkirche, (кирха Св. креста, сейчас Stiftskirche) имелась боковая капелла, в которой было установлено каменное изображение Св. Урбана, а капелла носила его имя. С этой кирхой связана одна из курьезных городских историй.

Старая кирха Штутгарта Stiftskirche — одно из старейших сохранившихся сооружений города. Первая капелла на этом месте появилась уже в 10 веке. С ростом населения понадобилось и более просторное помещение. В 11-12 веках на месте капеллы появилась первая Heiligkreuzkirche, построенная из дерева, но на каменном фундаменте. Прошло два столетия, строение обветшало и требовало основательного ремонта, но все руки не доходили. И когда в ноябре 1419 в Штутгарте произошло небольшое землетрясение, деревянное сооружение не выдержало и рухнуло. К счастью, никто не пострадал. Нет худа без добра — обрушение кирхи стало сигналом к строительству нового каменного сооружения. Но сначала нужно было расчистить завалы. Из-под обломков один за другим извлекали чудом уцелевшие предметы внутреннего оборудования кирхи, святые реликвии, предметы культа. При этом выяснилось, что ценные церковные принадлежности пострадали мало, вот только каменному изображению графа Ульриха отбило на руке большой палец (каменная двойная тумба, изображающая графа Ульриха и его супругу, стоит и сейчас в боковой капелле). Велика была радость виноделов, когда они целым и невредимым извлекли своего патрона — Св. Урбана. В этом увидели доброе предзнаменование. С триумфом перенесли патрона в безопасное помещение гильдии.

Наконец площадка для новой кирхи была свободна. Началось строительство, растянувшееся на долгие годы, что было типично для того времени. И дело было не только в отсутствии средств. Сложнее было с квалифицированными строителями, которых не хватало, особенно каменщиков и плотников. Да и просто разнорабочих. И потому использовали горожан. Согласно указу, все работоспособные мужчины были обязаны два раза в неделю по полдня отработать на строительстве. Но и добровольцев, готовых потрудиться на благо святой церкви, было много.

Наконец здание кирхи, выполненное в позднеготическом стиле, было закончено. Взметнулась вверх стройная башня высотой 61 м, заняли свое место колокола. Пора было приступать к внутреннему убранству. Виноделы, которые тоже славно потрудились на строительстве, да и продолжали трудиться, в один из воскресных дней торжественной процессией двинулись от здания гильдии к кирхе, неся на руках Св. Урбана, чтобы вернуть его на законное место в святых стенах. Неожиданно путь им преградила графская охрана. Граф и городские советы имели свое представление о том, что должно украсить стены нового Божьего дома: в первую очередь, изображения самого графа, его родных и близких и прочих состоятельных граждан города. Виноделам сказали так: что стало бы с Божьим домом, если бы все ремесленники города, поработавшие на возведении кирхи, несли бы сюда своих патронов? Виноделы возмутились: скажите, господа хорошие, есть ли среди вас такие, что не пропускают при каждом удобном случае по кружке нашего славного вина? Есть ли среди вас такие, что не едят вкусных, сочных виноградных ягод? Не наслаждаются свежим виноградным соком? Позиция советов пошатнулась, но они продолжали стоять на своем. И тогда виноделы забастовали. Это была первая забастовка в истории этой земли! Никто из виноделов больше не шевельнул пальцем на отделке кирхи, поставки вина в погреба графа и его советников прекратилась. Как долго длилась забастовка – история умалчивает. Главное: советы, представив себе свое дальнейшее существование без вина,  дрогнули, сдались, виноделы выиграли. Торжественная процессия опять протянулась через весь город от дома гильдии до кирхи, теперь уже под приветственные крики прочих любителей вина. Фигура Св. Урбана, украшенная цветами, в венке из виноградных лоз, была торжественно установлена в боковой капелле кирхи.

Многое изменилось в последующие столетия. Войны и революции диктовали свои условия. Последняя война внесла существенные коррективы во внешний облик города. Из старой кирхи опять исчез Св. Урбан. Но и сейчас можно увидеть праздничные процессии виноделов в день памяти их патрона,

а в винном музее Ульбаха  — не только увидеть его изображение, но и попробовать вина региона.

А в самом центре Штутгарта одна из площадей носит имя Св. Урбана.

Вера Анапольская