Моти Ход и операция «Мокед»

10 июня 1967 закончилась «Шестидневная война» Израиля с арабскими странами – Египтом, Сирией, Иорданией, Ираком и Алжиром. Задуманная арабскими государствами как «последний и решительный удар», который должен был положить конец существованию еврейского государства на Ближнем Востоке, война закончилась сокрушительным поражением арабов.
Одним из архитекторов победы в войне был командующий ВВС Израиля генерал-лейтенант Мордехай Ход, изображенный на фотографии.
К концу 60-хх годов 20 века Египет, Сирия и Иордания, непосредственно граничащие с Израилем и проявлявшие наибольшую непримиримость, благодаря помощи Советского Союза имели довольно мощные армии, насыщенные современными средствами техники и вооружения. Вместе взятые вооруженные силы этих государств значительно превосходили армию Израиля в численном составе, танках и артиллерийских орудиях. ВВС одного только Египта вдвое превосходили по численности ВВС Израиля. 400 самолетов против 200. При этом половину авиации Израиля составляли поршневые и учебно-боевые самолеты. На вооружении Египту были поставлены современные советские боевые машины: реактивные истребители МиГ-17, МиГ-19, прекрасно зарекомендовавший себя в небе Вьетнама — Миг-21, мощные бомбардировщики — кроме фронтового Ил-28 это был и современный реактивный бомбардировщик Ту-16, составлявший в то время основу стратегической Дальней авиации СССР. Египет располагал 30 бомбардировщиками Ту-16, каждый из которых мог нести до 9 тонн бомб (в СССР именно с этих самолетов на полигонах сбрасывались ядерные и термоядерные бомбы.). Египетские летчики, были преисполнены решимости, готовились в Советском Союзе и вполне овладели своим новым оружием. Руководители Египта не без оснований рассматривали мощь своих ВВС как один из решающих факторов в грядущей победе – профессиональные арабские военные хорошо знали, что в современной войне побеждает тот, кто завоюет господство в воздухе.
Знали об этом и в Израиле. Израильский Генштаб и разведка с тревогой наблюдали за возрастающей военной мощью сопредельных арабских государств, враждебные намерения которых не оставляли сомнений. При этом израильские военные трезво отдавали себе отчет в том, что в грядущей войне численное превосходство противника и средств его вооружения будет подавляющим. Следовало придумать план, который сводил бы на нет это заведомое преимущество врага. Так, еще в конце 50-х годов, родился план «Мокед» (ивр. – «Фокус»). План предусматривал нанесение в самом начале грядущей войны превентивного удара по аэродромам противника с целью выведения из строя основной части его ВВС. Удар своей неожиданностью и мощью должен был лишить врага поддержки с воздуха, что в условиях господства в воздухе ВВС Израиля предопределит дальнейший ход войны.
Довольно простая по замыслу идея требовала, однако, тщательной подготовки, секретности, достоверной информации, безукоризненной согласованности и исключительно точного исполнения. В детали плана были посвящены только несколько высших должностных лиц страны, однако его отработкой израильские пилоты занимались каждый день. При налете на аэродромы предполагалось, прежде всего, вывести из строя взлетно-посадочные полосы, чтобы парализовать находившиеся там боеспособные самолеты. С этой целью, после соответствующей разведки состояния этих полос, в Израиле были разработаны специальные мощные бетонобойные бомбы с реактивными ускорителями, общим весом более 400 кг. Этими бомбами летчики учились попадать в перекрестье двух взлетных полос, что приводило обе полосы в негодность. Учитывая, что бомбы предполагалось сбрасывать с ювелирной точностью — на сверхмалых высотах, они специально оборудовались небольшими парашютами, которые сначала замедляли полет на 3-4 секунды, что позволяло пилоту увести самолет из зоны поражения. Метание бомб производилось израильскими летчиками на специальном полигоне в пустыне Негев, где был построен «аэродром», не отличающийся от арабского оригинала. После этого предполагалось, что самолеты, оставшиеся на земле, уничтожаются кассетными бомбами и пулеметно-пушечным огнем.
Разведка установила не только точное дислокацию всех аэродромов противника, численность и расположение находившихся там самолетов, но и распорядок дня и несения службы египетскими летчиками и всеми вспомогательными службами. Израильтяне точно знали, когда египетские самолеты начинают и заканчивают боевое дежурство, когда взлетают и садятся на землю, когда личный состав пребывает на аэродромы, когда отдыхает и принимает пищу, где и когда получает задания на очередной полетный день, сколько времени самолеты готовятся к вылету и т.п. В результате было выбрано оптимальное время налета – 7.45. Час, когда естественно притуплялась бдительность после напряженного ожидания предрассветной атаки и время общего «завтрака».
Операция должна была быть неожиданной, что не позволило бы противнику применить всю силу своей ПВО, в составе которой к тому времени были уже и современные советские зенитные ракеты, хорошо зарекомендовавшие себя во Вьетнаме против американской авиации.
Участвовать в разработке, отрабатывать и воплощать в жизнь на войне план, который с тех пор вошел в историю арабо-израильских войн как боевая операция «Мокед», пришлось летчику и генералу израильских ВВС Мордехаю Ходу.
Шон Коннери и командующий ВВС Израиля генерал-майор Моти Ход на фоне МиГ-21Ф-13, перегнанного в Израиль иракским лётчиком. В Израиле самолет летал с бортовым номером «007».
   Мордехай Ход, которого многие коротко звали «Моти», родился на земле Британской «подмандатной» Палестины в кибуце, в 1926 году. Как и его родители собирался заниматься сельским хозяйством. Однако в 1944 году Моти и поступает на службы в британскую армию — водителем. После Второй Мировой, основания в Палестине государства Израиль и начала первой арабо-израильской войны, когда новое государство вынуждено было доказывать само право на свое существование, возникла необходимость в создании собственных военно-воздушных сил и национальных летных кадров. Моти проходит летную подготовку сначала в Италии, а потом в Чехословакии, где осваивает «Спитфаеры» и «Мессершмиты», которые потом вместе с другими летчиками перегоняет в Израиль. В Израиле, а затем в Великобритании осваивает новые самолеты, в том числе – первые реактивные. Становиться командиром эскадрильи, участвует в боевых действия в период Суэцкого кризиса 1956 года. Успешно растет по службе. С 1961 года он начальник отдела ВВС Генштаба Израильской армии, а с 1966 года – командующий ВВС. О том, насколько ответственно Моти подходил к своим обязанностям, говорят его же слова: «Мы жили с планом, мы спали на плане, мы питались планом. Мы постоянно совершенствовали план…».
Бомбардировочной авиации у Израиля не было. И Ход сделал ставку на истребители-бомбардировщики «Мираж»-3. Тут надо заметить, что Израиль далеко не всегда снабжался новейшим американским оружием и имел в лице США верного и преданного союзника. До 1968 года в США действовал запрет на поставку Израилю современных самолетов. Но израильтяне нашли выход – они обратились за помощью к Франции, воспользовавшись тем, что один из их противников — Алжир, обретший недавно свою независимость, вел антифранцузскую пропаганду и поддерживал во Франции тех, кого сейчас бы назвали «исламскими террористами». У Франции было закуплено 70 «Миражей», на тот период самых скоростных и современных европейских боевых самолетов: он летал со скоростью, вдвое превосходящей скорость звука, мог нести до 4 тонн бомб и располагал двумя отличными скорострельными 30-мм пушками и 250 снарядами к ним.
Война неотвратимо надвигалась. Здесь не место анализировать причины и этапы арабо-израильского конфликта, скажет только, что в определенный момент противостояние достигло критической точки. Все понимали, что война разразится вот-вот. Израильская разведка уверенно докладывала, что войска Египта отмобилизованы и полностью готовы к вторжению.
По приказу Моти эскадрильи «Миражей» еще за несколько месяцев до начал войны в одно и то же время вылетали на тренировочные полеты в сторону Средиземного моря. Это делалось с целью приучить Египетские радары, наблюдавшие за активностью израильской авиации, к рутинности этих полетов. Так произошло и утром 5 июня 1967 года: десятки «Миражей» поднялись со своих баз и направились на север. У египтян это не вызвало особой тревоги. Однако над морем истребители изменили курс и пошли к целям на территории Египта. Задачи были поставлены пилотам всего за 5 часов до вылета. Подлет к целям осуществлялся не с «враждебного» востока, а с запада и северо-запада – направлений, откуда египетские ПВО меньше всего ждали атаки. При этом самолеты перешли на бреющий полет -30 метров над землей – в целях ухода от радаров, на этой же высоте и подходили к целям. Для исключения утечки информации о массовом вылете израильской авиации спецслужбами была даже выведена из строя мощная антенна слежения на крыше посольства США в Тель-Авиве.
Израильский налет стал для египетских ВВС, ожидающих налета, полной неожиданностью, огонь средств ПВО был открыт с запозданием и не отличался эффективностью. Также помог случай – именно в этот день египетский маршал должен был вылететь для проведения инспекции ударных сил, сосредоточенных на Синае, поэтому была должна команда об исключении случайный обстрелов незнакомых самолетов.
Первый налет был проведен по 11 египетским аэродромам и продолжался всего около 7 минут. На каждый аэродром выделялась четверка «Миражей». Первая двойка истребителей разрушала взлетные полосы, а вторая «обрабатывала» стоящие на земле самолеты, антенны радаров, автотранспорт и командные пункты. В результате этого только за первый налет было уничтожено около 170 египетских самолетов. Вернувшиеся на свои базы Миражи были подготовлены к новому вылету за срок в 8 минут. Такой рекордный результат также был достигнут в результате многолетних тренировок наземного состава ВВС. Для сравнения – египетские военные готовили свои самолеты к новому вылету за два часа. Второй налет по старым и новым целям был также исключительно эффективным, к нему уже были привлечены самолеты всех типов. На аэродромах царила паника. Моти
Ход пошел «ва-банк»: в налетах участвовали 90 процентов израильских ВВС, тогда как воздушное пространство страны прикрывали чуть более десятка самолетов. Но риск полностью себя оправдал: в общей сложности в течение первого дня войны Египет потерял более 300 самолетов, в том числе все 30 тяжелых бомбардировщиков Ту-16. Почти все самолеты были уничтожены на земле. Практически Египет лишился боевой авиации и не мог оказать поддержку своей сухопутной армии.
Много позже Ход рассказал, что те 45 минут, которые длился первый налет на египетские аэродромы, стали «самыми длинными в его жизни».
В 11 часов были произведены налеты израильских ВВС на военные аэродромы Сирии и Иордании. Налеты были столь же эффективны. Сирийцы лишились более половины боевой авиации, а Иорданская авиации была уничтожена практически полностью: несколько иорданских истребителей успели взлететь и нанести удар по Израильским аэродромам, но аэродромы их базирования вскоре были разрушены. От огня ПВО и в воздушных боях Израиль в первый день войны потерял около 20 самолетов, в том числе 3 «Миража».
На следующий день к воздушной войне подключились ВВС Ирака. Два иракских бомбардировщика Ту-16 нанесли удары по территории Израиля. При этом один из бомбардировщиков, управляемый капитаном Хусейни, был подбит, после чего капитан направил объятый пламенем самолет на израильскую военную базу. При взрыве погибли 14 военнослужащих базы и 6 членов экипажа. Но даже этот отчаянный подвиг не изменил картины боевых действий — израильские самолеты уже полностью владели воздухом. Колонны и боевые порядки египетской, иорданской и сирийской армий стали подвергаться массированным бомбардировкам и обстрелам. При этом израильтяне использовали кассетные бомбы и напалм. Вместо успешного наступления войска противника чаще всего обращались в бегство. Особенно эффективно авиация действовала при штурмовках на синайском театре военных действий против египетских войск, вызывая массовую панику и дезорганизацию – вскоре сухопутные египетские войска на Синае полностью утратили способность к организованному сопротивлению. Не смотря на упорное сопротивление иорданских войск и отрядов самообороны на территории Восточного Иерусалима, а сирийцев — в районе Голанских высот, израильтянам в течение нескольких суток при поддержке авиации удалось в наземных боях наголову разбить противостоящие войска.
Авиация Израиля что называется «вошла в раж» и действовала столь агрессивно, что Миражи даже «по ошибке» атаковали американское военное судно «Либерти», ведущее радио-разведку у берегов Израиля. Было убито и ранено около 200 американских моряков, сам корабль чудом не затонул и едва смог дотянуть до своей базы.
10 июня 1967 года по требованию Совета безопасности ООН были прекращены боевые действия на всех фронтах. Войска Израиля к тому времени захватили Восточный Иерусалим, Синайский полуостров, западный берег реки Иордан, сектор Газа и Голанские высоты. Противостоящие Израилю арабские армии потеряли более 15 тысяч человек убитыми, более 6 тысяч пленными. Израильская армия – до 900 убитых и 15 пленных. Все пленные впоследствии были обменяны.
Операция «Мокед» закончилась успешно